В Коми не хватает земель для компенсационного восстановления лесов

Несмотря на большие площади восстановленных лесов, деньги на уход за ними не заложены ни в республиканском, ни в федеральном бюджете. И через несколько десятков лет регион получит восстановленные, но неухоженные леса, что полностью дискредитирует проводимую сейчас работу.

Во время обсуждения госпрограммы «Развитие лесного хозяйства», которое состоялось в Государственном совета Коми 6 ноября, исполняющий обязанности министра природных ресурсов и охраны окружающей среды республики Роман Полшведкин рассказал, что на начало октября в республике проведено лесовосстановление на площади 48,7 тыс. гектаров. Но еще продолжается приемка участков в отдаленных территориях, и до конца года показатель, по прогнозам, составит 55 тыс. гектаров при плане в 52 тыс. гектаров.

— По национальному проекту площади огромные засаживаем. И по компенсационному лесовосстановлению обязательства всех предприятий составляют 5,5 тысячи гектаров. А подобрано лесного фонда 1,5 тысячи гектаров. Это не потому, что мы не можем подобрать, а потому что живем в лесной республике: их просто нет — столько площадей, — рассказал Роман Полшведкин, напомнив, что компенсационное лесовосстановление подразумевает высадку лесов на площади, на которой предприятия вырубили лес для прокладки ЛЭП, дорог и трубопроводов или разработки месторождений.

Но высадить лес, по словам Романа Полшведкина, недостаточно — надо, чтобы за ним кто-то ухаживал: проводил рубки ухода

— Вот эти мероприятия у нас финансово не обеспечены ни в нацпроекте, ни в бюджете республики, ни в федеральном бюджете. А эти площади будут только нарастать. Мы будем иметь следующую ситуацию, которая полностью дискредитирует лесовосстановление: площадей засажено много, и мы этим гордимся, а ценный лес по истечении 60-80 лет мы не получим или получим замену пород малоценными. Поэтому предложение — в объемные показатели по многолесным регионам по сохранению лесов должны войти мероприятия по уходу за лесом. А особенно когда не хватает площадей. Давайте возложим это на те предприятия, которые обязаны вести компенсационное восстановление, давайте приведем к общему знаменателю по стоимости. С этой инициативой надо выходить на федеральный уровень, иначе получим восстановленные, но неухоженные леса, — обратился он к депутатам Госсовета.

Еще одна проблема — санитарные рубки, которые требуют высоких затрат. Например, при нормативе в 168 рублей за кубометр фактические расходы составляют 600 рублей за кубометр. И желающих заняться этим практически нет.

— Потенциальных исполнителей таких госконтрактов крайне мало. Особенно если учесть, что эти территории находятся в недоступной зоне с отсутствием лесных дорог. Плюс территории подвержены болезням или ветровалам. И при всем этом юридическое лицо, которое проводит санитарную рубку, должны еще эту древесину выкупить. Да им не нужна такая поверженная древесина, тем более в удаленных районах, — объяснил Роман Полшведкин.

По этой причине в течение всего сезона в Коми так и не нашли подрядчика, поэтому запланированный объем санитарных рубок, а это 16 гектаров, в этом году достигнут не будет. По мнению министра, надо менять нормативно-правовую базу на федеральном уровне — например, сделать так, чтобы предприятия не выкупали древесину, а получали ее как экономическое сырье и могли продавать, тем самым частично покрывая затраты, которые не вкладываются в норматив.